Вестминстерское исповедание веры
Глава 20. О христианской свободе и свободе совести
1. Свобода, которую Христос приобрел для верующих, пребывающих в евангельской благодати, состоит в том, что они свободны от вины за грех, от осуждающего гнева Божьего и от проклятия нравственного закона[388]. Свобода состоит также в их избавлении от порочного мира сего, от порабощения сатане и от господства греха[389], от бедственных скорбей, от жала смерти, от власти ада и от вечных мук[390]; свобода и в том, что они получили беспрепятственный доступ к Богу[391] и повинуются Ему не из рабского страха, но из сыновней любви и от всего сердца[392]. Все это было присуще верующим, пребывавшим под законом[393]. Но во времена Нового Завета свобода христиан стала еще полнее, поскольку они освобождены от ига обрядового закона, которому подчинялась Иудейская церковь[394]; они могут с большим дерзновением приступать к престолу благодати[395] и имеют более полное общение со свободным Духом Божиим, чем верующие, которые были под законом[396].
2. Один Бог есть Господин совести[397], Он дал ей свободу от учений и установлений человеческих, которые хоть в чем-нибудь противоречат Его Слову или дополняют его в том, что касается веры и богослужения[398]. Таким образом, верить подобным учениям или подчиняться подобным установлениям сознательно означает предавать истинную свободу совести[399]. Требовать же нерассуждающей веры, неукоснительного и слепого повиновения – значит действовать не только против свободы совести, но и против здравого смысла[400].
3. Те, кто под предлогом христианской свободы упорствуют в каком-либо грехе или потворствуют какой-либо похоти, извращают тем самым само назначение христианской свободы, которое заключается в том, чтобы, избавленные от рук врагов наших, мы могли служить Богу без страха и пребывать перед Ним в святости и праведности во все дни нашей жизни[401].
4. Поскольку власти, установленные Богом, и свобода, приобретенная Христом, предназначены Богом не для того, чтобы разрушать, но для того, чтобы поддерживать и охранять друг друга, те, кто под предлогом христианской свободы выступают против любой законной власти или законного применения этой власти, будь то гражданской или церковной, оказывают неповиновение Божьему установлению[402]. Всякий, кто распространяет мнения или совершает действия, противоречащие врожденному нравственному чувству, общеизвестным христианским принципам веры, богослужения и общения, требованиям благочестия, а также всякий, чьи мнения или действия нарушают (либо по своей природе, либо по самому характеру распространения этих мнений или совершения этих действий) мир и порядок, установленный Христом в Церкви, может быть законно призван к ответу[403] и подлежит суду Церкви[404].
[388] Тит. 2:14; 1Фес. 1:10; Гал. 3:13
[389] Гал. 1:4; Кол. 1:13; Деян. 26:18; Рим. 6:14
[390] Рим. 8:28; Пс. 118:71; 1Кор. 15:54-57; Рим. 8:1
[391] Рим. 5:1,2
[392] Рим. 8:14,15; 1Ин. 4:18
[393] Гал. 3:9,14
[394] Гал. 4:1-3,6,7; 5:1; Деян. 15:10,11
[395] Евр. 4:14,16; 10:19-22
[396] Ин. 7:38,39; 2Кор. 3:13,17,18
[397] Иак. 4:12; Рим. 14:4
[398] Деян. 4:19; 5:29; 1Кор. 7:23; Мф. 23:8-10; 2Кор. 1:24; Мф. 15:9
[399] Кол. 2:20,22,23; Гал. 1:10; 2:4,5; 5:1
[400] Рим. 10:17; 14:23; Ис. 8:20; Деян. 17:11; Ин. 4:22; Ос. 5:11;
Отк. 13:12,16,17; Иер. 8:9
[401] Гал. 5:13; 1Пет. 2:16; 2Пет. 2:19; Ин. 8:34; Лк. 1:74,75
[402] Мф. 12:25; 1Пет. 2:14,14,16; Рим. 13:1-8; Евр. 13:17
[403] Рим. 1:32; 1Кор. 5:1,5,11,13; 2Ин. 10,11; 2Фес. 3:14; 1Тим. 6:3-5;
Тит. 1:10,11,13; 3:10; Мф. 18:15-17; 1Тим. 1:19,20; Отк. 2:2,14,15,20; 3:9
[404] Вт. 13:6-11; 2Ин. 10,11; Неем. 13:15,17,21,22,25,30; 4Цар. 23:5,6,9,20,21;
2Пар. 34:33; 15:12,13,16; Зах. 13:2,3
Этот материал еще не обсуждался.